скрыть общую навигацию по сайту

Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "ИСТОРИЯ  и ФИЛОСОФИЯ НАУКИ". Часть 1.

(Для всех специальностей)

 

примерный перечень 

 

1. Предмет, проблемы и основные этапы развития философии науки.

 

2. Наука как социальный институт. Исторические формы институциональной организации науки. Возникновение академий в Новое время.

 

3. Наука как социальный институт. Эволюция университета как института науки. Основные тренды развития современного университета в условиях глобализации экономики.

 

4. Три типа научной рациональности Нового времени: классическая, неклассическая, постнеклассическая (общая характеристика).

 

5. Позитивистская традиция в философии науки. Философия науки логического позитивизма

 

6. Стандартная (неопозитивистская) модель научного знания, ее достоинства и ограниченность.

 

7. Постпозитивизм: ориентация на проблемы развития знания, историю науки. Критика стандартной модели научного знания.

 

8. Основные идеи концепции научных революций Т. Куна. Понятие парадигмы и ее важнейшие составляющие. Т. Кун о несоизмеримости научных парадигм.

 

9. Философия науки К. Поппера. Принцип фальсификации. Эволюционная модель развития науки.

 

10. Концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.

 

11. Майкл Полани о личностном знании.

 

12. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

 

13. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Факты, классификации, эмпирические законы. Теоретическая нагруженность фактов.

 

14. Теоретическое знание, его особенности и виды.

 

15. Наука и псевдонаука. Типы псевдонаучного знания. Критерии демаркации.

 

16. Наука и псевдонаука. Идеологизация науки как один из источников формирования псевдонаук. Псевдонаучные учения в естествознании и гуманитарных науках.

 

17. Этика науки. Автономия научного сообщества. Концепция «нормативного этоса» науки Р. Мертона и её критический анализ.

 

18. Этика науки. Этическая ответственность ученых и свобода научного исследования.

 

 

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "ИСТОРИЯ  и ФИЛОСОФИЯ НАУКИ". Часть2.

(Социальные науки)

 

 

примерный перечень

 

Тема 1. Специфика социальных наук, их генезис и место в системе научных дисциплин.

(1) Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла.

(2) Роль естествознания как образца для СН, позитивизм, натуралистические программы в СН. Специфика предмета и метода СН.

 

Тема 2. Модели человека в социальных науках.

(3) Социальное познание и «природа человека. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.

(4) Распространение моделей «экономического человека» на анализ социальных явлений. «Трагедия общин» и логика коллективного действия. 

 

Тема 3. Роль ценностей в социальном познании.

(5) Природа ценностей. Новоевропейский идеал ценностно-нейтральной науки. Сущее и должное, факты и оценки. «Гильотина Юма». Роль ценностей в неокантианской методологии гуманитарных наук. Принцип «свободы от оценок» в методологии социального познания М. Вебера.

(6) Роль ценностей в социальном познании. Методологические, этические и идеологические ценности. Возможен ли «спор о ценностях»? «Позитивная» и «нормативная» теории.

 

Тема 4. Классификации и типологии в СН. Объяснения и законы в социальных науках.

(7) Понятие класса и метод классификации. Класс и тип. Методология «идеальных типов» М. Вебера.

(8) Объяснение – главная функция науки. Цель социальных наук: объяснить человеческое социальное действие и результаты социального действия. Основные виды объяснения: объяснение через закон, функциональное объяснение, генетическое объяснение.

(9) Методологический индивидуализм и методологический холизм в социальных науках. «Понимающее объяснение» (М. Вебер,) и структурно-функциональное объяснение (Э. Дюркгейм.

 

Тема 5. Проблема понимания в методологии социальных наук

(10) Критика «исторического разума» Дильтея, его трактовка понимания как основного метода «наук о духе». М. Вебер и «понимающая социология». «Близкие к опыту» и «далекие от опыта» понятия (К. Гирц).

Тема 6. Теории в социальных науках

(11) Различение понятий теория, концепция, учение.  Абстрактные  и идеализированные объекты, идеальные типы.  Характеристики добротной социальной теории.

(12) Виды теорий: универсальные, теории среднего уровня, "эффекты". "Эффекты" как своеобразные мини-теории. Многосторонний теоретический подход и междисциплинарность.

 

Тема 7. Модели и мысленные эксперименты в социальных науках

(13) Роль моделей в научном познании. Модели и метафоры.

(14) Мысленные эксперименты в естественных и в социальных науках.

 

Тема 8. Конструктивизм в философии социальных наук

(15) Истоки конструктивистской методологии и ее общая характеристика. Социальное конструирование реальности (Бергер, Лукман).

(16) Конструктивистский подход в трактовке наций и национализма. Понятие "изобретенной традиции" и примеры таких традиций.

 

Тема 9. Общество - наука – техника.

(17) Значение риторики в утверждении научного факта. "Черный ящик" Б. Латура.

 (18) STS (Science, Technology and Society) - современное направление исследования взаимодействия науки, техники и общества.

 

 

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "ИСТОРИЯ  и ФИЛОСОФИЯ НАУКИ". Часть 3. 

(Гуманитарные науки)

 

1. Основные модели исторического процесса в философии истории XIX-XX вв. (Гегель, Маркс, Ницше, Марбургская школа)

 

2. Философская и культурная антропология 20 века о природе человека (М.Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, М. Ландман, Х.-Э. Хенстенберг)

 

3. Модели человека в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг, А., Ж. Лакан, Ф. Гваттари, Ж. Делез)

 

4. Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский)

 

5. Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин)

 

6. Соотношение знания, понимания, интерпретации в методологии гуманитарных наук.

 

7. Роль типологии в социальном познании. Методология социального познания М. Вебера.

 

8. Трактовки исторического метода в аналитической философии истории.

 

9. История как текст. Проблема переживания, понимания, истолкования (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер)

 

10. «Презентизм» и «антикваризм» как методологии исторического познания.

 

11. Феномен идеологии и идеологического сознания в социогуманитарных науках 20 века. Современные трактовки идеологии. Социально-гуманитарные науки и экспертное знание в оценке социальных проектов и программ.

 

12. Методология структурализма в гуманитарных и социальных науках 20 века.

 

13. Постструктурализм, влияние его идей на методологию социогуманитарного знания. Критика платонизма. Нарратив и метанарратив. Знание и власть. Смерть автора. Проблема симулякра.

 

 

 

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "ИСТОРИЯ  и ФИЛОСОФИЯ НАУКИ". Часть 4.

(Для нефилософских специальностей - лингвистика, информатика)


примерный перечень

 

1. Четыре "информационных взрыва", как глобальное изменение объема, формы и характера воздействия информационных объ-ектов с обществом.

 

2. Техника (τεχνη) и знание (επιστημη) в Античности и их совмещение в Новое время.

 

3. Техника как информационный объект: процесс опредмечивания и распредмечивания знания.

 

4. Понятие «аутопойезиса» информационных объектов.

 

5. Словарь сложного в современной информатике: «консервативные и обратимые системы», «диссипативные и необратимы системы», эргодичность.

 

6. Этапы развития техники (XVII-XX вв.).

 

7. Проблема исследования взаимодействия человека со сложными технологическими объектами.

 

8. Объект-центричная социология: акторносетевая теория, интеробъективность (Б.Латур, К.Кнорр-Цетина).

 

9. Становление и проблемное поле "кибернетики" и "синергетики" ("теории самоорганизации неравновесных систем").

 

10. Разделение понятий "информации" в классической (традиционной) и неклассической ("синергетической") теориях инфор-мации.

 

11. Определение информации как запоминания системой одно-го варианта из нескольких равноценных в неклассической ("си-нергетической") теории.

 

12. Синергетическая теории о количестве информации, ее ценности и смысле применительно к живым и неживым объектам.

 

13. Тезаурус и информационные уровни, рецепция и генерация информации. Условная и безусловная информация.

 

14. Проблема искусственного интеллекта и ее интерпретации в современных дискуссиях ученых.

 

15. Сильная и слабая версии искусственного интеллекта. Их защита и критика. Аргумент "китайской комнаты". Невербаль-ность мысли.

 

16. Мозг и сознание. Проблема «местонахождения» сознания. Эволюционный и квантовый подходы к описанию сознания и мозга.

 

17. Проблемы алгоритмизации информации и знания. Тезис Черча-Тьюринга.

 

18. Поиски подлинной онтологии сознания как попытки преодоления декартовского дуализма. Онтология от первого лица (Дж. Серл).