скрыть общую навигацию по сайту

Программы кандидатских экзаменов

Рабочие программы и ориентировочные вопросы экзамена кандидатского минимума по

 ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

Часть I. (Общая для всех специальностей)

Часть II. (Для социальных специальностей)

Часть III. (Для гуманитарных специальностей)

Часть IV. (Для нефилософских специальностей - лингвистика, информатика)

 

 

 

Часть I. (Общая для всех специальностей)

 

Тема 1. Предмет и основные проблемы философии науки

 

(1) Предмет и основные проблемы философии науки. Философия науки как часть философских систем и как специальная философская дисциплина. Профессионализация науки в 18-нач.19 вв., генезис социально-гуманитарных наук. Основные трактовки задач философии науки. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

 

(2) Позити­вистская традиция в философии науки. Возникновение философии науки (Конт, Милль). Классификация и типология наук. Естественные, социальные и гуманитарные науки.

 

Тема 2. Философия науки логического позитивизма

 

(3) Философия науки логического позитивизма. Венский кружок, отличие от раннего позитивизма. Разграничение контекста открытия и контекста обоснования. Эмпиризм, формальные и эмпирические науки, принцип верифицируемости как критерий различения (демаркации) науки и метафизики, науки и псевдонауки.

 

(4) Стандартная модель научной теории: факты, эмпирические законы, теоретические законы. Эмпирический и теоретический кумулятивизм как модель роста знания, принцип соответствия.

 

Тема 3. Постпозитивизм. Концепция науки и ее развития Т. Куна

 

(5) Постпозитивизм: ориентация на модели развития знания, на объяснение истории науки. Критика неопозитивистской модели развития научного знания.

 

(6) Основные идеи концепции научных революций Т. Куна. Понятия “научное сообщество”, “парадигма”, “нормальная наука”. Научная революция: “аномалии”, кризис, смена парадигм. Социально-психологическое объяснение научных революций. Тезис Куна о несоизмеримости парадигм.

 

Тема 4. Фальсификационизм К. Поппера

 

(7) Философия науки К.Поппера: принцип фальсифицируемости как критерий демаркации. Метод проб и ошибок. Фаллибилизм. Эволюционная концепция развития знания Поппера

 

Тема 5. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Методологический анархизм П.Фейерабенда

 

(8) Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. И. Лакатос о догматическом и методологическом фальсификационизме. Структура научно-исследовательской программы. «Ядро» и «защитный пояс» НИП, «отрицательная и положительная эвристика», «прогрессивный и регрессивный сдвиг проблем». Развитие знания как конкуренция научно-исследовательских программ.

 

(9) Методологический анархизм П. Фейерабенда: «против метода», идея «пролиферации теорий», наука и вненаучные формы знания.

 

Тема 6. Структура научного знания. Методы науки.

 

(10) Методы эмпирического познания. Наблюдение, измерение, эксперимент. Эмпирические факты, проблема тео­ретической нагруженности факта. Классификации, типологии, эмпирические законы.

 

(11) Теоретическое знание и его структура. Теоретические моде­ли и законы. Метод гипотез в построении теорий. Структура научного объяснения. Специфика теорий в социальных и гуманитарных науках.

 

Тема 7. Типы науки. Научные революции.

 

(12) Генезис науки Нового времени и основные стадии ее развития. Типы научной рациональности Нового времени (XVII – XXI вв.): классическая, неклассическая, постнеклассическая.

 

(13) Концепции ведущих факторов научного развития (интернализм и экстернализм). Кумулятивные и некумулятивные модели развития научного знания. Типы научных революций. Роль философских идей в развитии и обосновании научного знания.

 

Тема 8. Наука и псевдонаука

 

(14) Наука и псевдонаука. Критерии демаркации науки и псевдонауки в неопозитивизме и философии науки К.Поппера. Типы псевдонаучного знания: паранаука, псевдонаука, девиантная наука, альтернативная наука. Дополнительные признаки псевдонаучного знания. Марксизм и психоанализ: науки или псевдонауки?

 

(15) Наука и псевдонаука. Идеологизация науки как механизм появления псевдонаук ("арийская наука", "мичуринская биология" Лысенко и др.). Псевдонаучные учения в гуманитарных науках.

 

Тема 9. Наука как социальный институт. Этика науки.

 

(16) Наука как социальный институт. Историческое развитие институциональных форм научной деятельнос­ти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия).

 

(17) Этика науки. Автономия научного сообщества. Концепция “нормативного этоса” науки Р.Мертона. Протестантские корни научного этоса. Критический анализ концепции Мертона: академическая и "Большая наука", соотношение норм и контр-норм. Наука и власть.

 

Тема 10. Наука в контексте современной цивилизации. Особенности современного этапа развития науки.

 

(18) Наука в контексте современной цивилизации. Традиционный и техногенный типы цивилизационного разви­тия. Характеристики постнеклассической науки в контексте постиндустриального общества. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Соотношение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания. Сциентизм и антисциентизм. Становление и значение парадигм самоорганизации и глобального эволюционизма.

 

Основная литература (учебники):

 

Никифоров А.Л. Философия и история науки. М., 2008.

 

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

 

Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005.

 

Философия науки. Под ред. А.И. Липкина. М., 2007

 

Справочная литература:

 

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

 

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова. М., 2009.

 

Электронные материалы:

 

Краткий словарь по философии науки: на сайте web.ff-rggu.ru

 

Конспекты лекций и дополнительные тексты: на сайте web.ff-rggu.ru

 

Дополнительная литература:

 

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских кон­цепций на развитие научных теорий. М., 1985.

 

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

 

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

 

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

 

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

 

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

 

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

 

Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

 

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

 

Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.

 

Философия науки//Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 2004.

 

Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998

 

 

(вопросы по первой части см. раздел "Вопросы к кандидатскому экзамену")

 

 

Часть II. (Для социальных специальностей)

 

(2011 г.)

 

Тема 1. Специфика социальных наук, их генезис и место в системе научных дисциплин.

(1) Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН.

(2) Роль естествознания как образца для СН, позитивизм, натуралистические программы в СН. Борьба с холистическими и метафизическими взглядами на общество в процессе развития социальных наук.

 

Тема 2. Роль ценностей в социальном познании. Объективное и субъективное в социальном познании

(3) Природа ценностей. Новоевропейский идеал ценностно-нейтральной науки. Сущее и должное, факты и оценки, описательные и ценностные суждения. «Гильотина Юма». Роль ценностей в неокантианской методологии гуманитарных наук. Принцип «свободы от оценок» в методологии социального познания М. Вебера.

(4) Роль ценностей в социальном познании. Методологические, этические и идеологические ценности. Возможен ли «спор о ценностях»? «Позитивная» и «нормативная» теории. Современные трактовки возможности свободной от ценностей социальной науки.

 

Тема 3. Классификации и типологии в СН. Объяснения и законы в социальных науках.

(5) Понятие класса и метод классификации. Искусственные и естественные классификации. Класс и тип. Типологические процедуры. Методология «идеальных типов» М. Вебера.

(6) Объяснение – главная функция науки. Цель социальных наук: объяснить человеческое социальное действие и результаты социального действия. Основные виды объяснения: объяснение через закон, функциональное объяснение, генетическое объяснение.

(7) Методологический индивидуализм и методологический холизм в социальных науках. «Понимающее объяснение» (М. Вебер,) и структурно-функциональное объяснение (Э. Дюркгейм). Различия экономического и социологического объяснений человеческого действия.

 

Тема 4. Проблема понимания в методологии социальных наук

(8) Критика «исторического разума» Дильтея, его трактовка понимания как основного метода «наук о духе». М. Вебер и «понимающая социология». Проблема понимания в экономической науке. «Близкие к опыту» и «далекие от опыта» понятия и объяснения.

 

Тема 5. Модели человека в социальных науках.

(9) Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.

(10) Модели «экономического человека» и теория рационального выбора

Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений. Дилемма заключенного. «Трагедия общин» и логика коллективного действия. Проблемы «безбилетника» и «оппортунистического поведения» и их решение в концепции социального капитала.

 

Тема 6. Основные направления социально-экономической мысли и научно-исследовательские программы в социальных науках 19 – 20 вв.

(11). Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (позитивизм, марксизм)).

(12). Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (неокантианство).

(13) Философско-методологические направления и традиции в социальных науках: (натурализм, структурализм).

(14). Понятие о критическом и конструктивном рационализме. Различие биологической и социальной/культурной эволюции. Эволюционная концепция генезиса социальных институтов. Значение непреднамеренных следствий в социальных изменениях

 

Тема 7. Критерии научности в социальном познании. Проблема истины в социальном познании

(15). Концепт истины в социальном знании и условия его использования. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины в социальных науках.

 

Тема 8. Социальное познание и идеология

(16). Идеология и социальное знание: концепции К. Маркса, К. Мангейма и др. Понятие «критической теории» (Франкфуртская школа).

(17) Современные трактовки идеологии. Повышение роли социального знания в обществе.

 

Тема 9. Методологический контекст обсуждения актуальных тем современного социального знания.

(18) Взаимодействие (столкновение) цивилизаций, процесс глобализации и интенсивной информатизации, меняющиеся взаимосвязи индивида, рынка и государства.

 

Учебники

1. Философия социальных и гуманитарных наук. Под ред. С.А. Лебедева. М., 2006. Раздел 2. Гл. 1-4

2. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М., 2005.

3. Микешина Л.А. Философия науки. Учебное пособие. М., 2005..

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб., 1997. Гл. 4 (п.5,6,7), 7 (п. 1-4), 8 (7), 12, 14 , 31 (п.6,7, 8), 32, 34, 36, 41, 42, 43.

 

Основная литература:

1. Бурдье П. Практический смысл. СПб.-М., 2001. (Введение, Книга 1 «Критика теоретического разума»).

2. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке// Избранные произведения. М., 1990.

3.. Даррендорф Р. Homo Sociologicus // Тропы из утопии. М.: Праксис, 2002

4. Гирц Клиффорд. Интерпретация культур. М., 2004.

5. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994

6. Мизес Людвиг фон. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции. Челябинск, 2007. (Введение, Гл. 1-4, 16).

7. Парсонс Т. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук; Функциональная теория изменения/ Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

8. Философия/ Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004

9. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS, 1994, Т.II, Вып. 4.

10.Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003

 

Справочная литература

1. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2010

2. Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М.: Культурная революция, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон, 2009

 

Дополнительная литература:

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

2. Алле М. Экономика как наука. М.: Изд-во РГГУ, 1995.

3. Альберт Х. Трактат о критическом разуме. М., 2003

4. Альтюссер Л. За Маркса. М., 2006.

5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

6. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003.

7. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М., 2004.

8. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

9. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., 2005.

10. Бхагвати Д. В защиту глобализации. М., 2005

11. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение. М., 2006

12. Грей Д. Поминки по просвещению. М., 2003

13. Деррида Ж. Призраки Маркса. М., 2006.

14. Колпаков В.А. Социально-эпистемологические проблемы

современного экономического знания. М., 2008

15. Латур Б. Нового времени не было. СПб., 2006.

16. Лукач Г. История и классовое сознание. М., 2003.

17. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М., 2000.

18. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М., 2008

19. Право ХХ века. Идеи и ценности. М., 2001

20. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

21. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968

22. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977 (и др. издания)

23. Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. М., 2006 (Книга 1, Эпилог)

24. Хайек Ф.А. Контрреволюция науки.Этюды о злоупотреблениях разумом. М.,2003. Ч. 1.

25. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.-СПб., 1997.

 

 

 

Часть III. (Для гуманитарных специальностей)

 

( 2011 г. )

 

Тема I. Методология гуманитарного познания

Картезианский идеал науки и социальная физика: от нового времени к современности. Соотношение знания и понимания в гуманитарных науках.

Теория социального действия и идеальная типология М. Вебера.

Значение теории в общественных науках. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия. Мыслительные конструкты гуманитарных наук.

К. Поппер: критика историцизма

 

Тема II. Философия и методология исторических наук

Концепции философии истории XIX в.: Гегель, Маркс, Ф. Ницше, Марбургская школа.

Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский)

Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин)

История как текст: переживание, понимание и истолкование в исторической науке. Герменевтика как метод общественных наук (В. Дильтей, Х.-Г.Гадамер).

Англо-американская критическая философия истории ХХ века (Гемпель, У. Дрей, А. Данто). Постмодернистская модель философии истории (Х.Уайт, Ф.Анкерсмит).

«Презентизм» и «архивизм» как методологии исторического познания.

 

Тема III. Антропология как наука о человеке в обществе

Метаантропология М. Шелера. Немецкая антропологическая школа о природе человека (Х. Плеснер, А. Гелен). Социальная антропология об основаниях культуры и истории (О.Больнов, Э.Ротхакер, М.Ландманн, Х.-Э. Хенгстенберг). Антропология о фундаментальных характеристиках человеческого существования. Основополагающие феномены человеческого бытия

 

Тема IV. Психоанализ как метод познания личности.

Бессознательное, его открытие, методы изучения человека, влияние на гуманитарные науки. Психоанализ и культура (З. Фрейд. А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм). Бессознательное как язык (Ж. Лакан). Постмодернистская критика психоанализа.

 

Тема V. Структурализм и постструктурализм как методы анализа гуманитарных наук. (4 часа)

Постструктурализм и его истоки. Критика идентичности (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Деррида). Постструктуралистский анализ социальных отношений. Исчезновение социального (Ж.Делез, Ж.Бодрийяр, Джеймисон). Симулякр и проблема свободы.

 

 

Литература:

основная

Адлер А. Наука жить. Киев. 1997.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М, 2000.

Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М., Прогресс, 1978.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998.

Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Густав Шпет. Мысль и слово. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2005.

Данилевский И.Я. Россия и Европа. М., 1990.

Данто А. Аналитическая философия истории. М., 2002.

Дильтей В. Собр. соч. Т. 1. Введение в науки о духе. М., 2002.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

Люббе Г. Что значит: “Этому можно дать только историческое объяснение”? // THESIS, 1994, № 4, с. 214.

А.А.Михайлов. Современная философская герменевтика. Минск, 1986.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.,1996.

Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.

Русская историософия. Онтология. М., 2006.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Археология знания. Киев, 1996.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.

Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Юнгер Ф.Г. Язык и мышление. СПб., 2005

Bubner R, Kramer K, Wiel R. (Hg.), Hermeneutik und Dialektik, Bd.1-2, Fr./M, 1976.

Dray W. Laws and Explanation in History. L., 1957,

Hermeneutics and Modern Philosophy, N.Y, 1986.

P.Szondi. Einführung in die literarische Hermeneutik, Fr./M, 1975.

Texthermeneutik : Aktualität, Geschichte, Kritik. Paderborn, 1979.

Toulmin S. Cosmopolis. L. 1989

учебники и учебные пособия

Философия. Учебник. (под редакцией Губина В.Д., Сидориной Т.Ю.) М.: Гардарики. 2007 (главы Философия истории, Философская антропология, Философская герменевтика, Классический и современный психоанализ, Постмодернизм)

Губин В.Д., Стрелков В.И. Власть истории. Очерки по истории философии истории. Курс лекций. М.: РГГУ. 2007.

Справочные пособия

Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2010

Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М.: Культурная революция, 2009.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон, 2009

 

 

Ориентировочные вопросы.

 

1. Соотношение знания и понимания в гуманитарных науках.

2. Идеальная типология М. Вебера.

3. Основные модели исторического процесса в философии истории XIX вв.

(Гегель, Маркс, Ницше, Марбургская школа)

4. Трактовки исторического метода в аналитической философии истории.

5. История как текст. Проблема переживания, понимания, истолкования (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер)

6. «Презентизм» и «архивизм» как методологии исторического познания.

7. Философская и культурная антропология 20 века о природе человека (М.Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, М. Ландман, Х.-Э. Хенстенберг)

8. Основные отношения человека: к себе, Другому, к обществу. Проблема Я, Ты, Оно и Мы.

9. М.Шелер: пять концепций человека в истории.

10. Метафизические и социальные аспекты человеческого существования.

11. Фундаментальные характеристики человеческого существования.

12. Основополагающие феномены человеческого бытия (любовь, творчество, счастье).

13. Основополагающие феномены человеческого бытия (труд и игра, вера, смерть, творчество и т.д.)

14. Модели человека в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг, А., Ж. Лакан, Ф. Гваттари, Ж. Делез)

15. Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский)

16. Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин)

17. Методология структурализма в гуманитарных и социальных науках 20 века.

18. Постструктурализм, влияние его идей на методологию социогуманитарного знания. Критика платонизма. Нарратив и метанарратив. Знание и власть. Смерть автора. Проблема симулякра.

 

 

 

Часть IV. (Для нефилософских специальностей - лингвистика, информатика)

 

 

Тема 1. Историко-философские аспекты развития техники и информационных систем.

 

Развитие представлений о технике: от Античности до Нового времени. Процесс информационного опредмечивания и распредмечивания знания. Информационные революции. Объем, формы и характер воздействия информационных объектов в обществе. Техносфера и единое информационное пространство

 

Тема 2. Синергетический (неклассический) подход в информатике

 

Понятия "кибернетики", "синергетики", "самоорганизации", "информации". Классическая (традиционная) и неклассическая ("синергетическая") теории информации. Информация в исследовании синергетических процессов (процессов самоорганизации). Неустойчивые (эргодические) состояния и системы. Ценность информации. Рецепция и генерация информации. Тезаурус и информационные уровни. Условная и безусловная информация.

 

Тема 3. Проблема искусственного интеллекта.

 

История постановки проблемы искусственного интеллекта. Тезис Черча-Тьюринга. Сильная и слабая версии искусственного интеллекта. компьютерный функционализм. Дискуссия вокруг проблемы гипотезы о "языке мысли": аргумент «китайской комнаты», невербальность мыслительного процесса, неалгоритмичность мышления, сознание от первого лица

 

Тема 4. Мозг и сознание: попытки построения компьютерных моделей.

 

Нейронная сеть головного мозга человека и попытки построения ее компьютерной модели. Бихевиоризм и функционализм в описании сознания. Попытки пересмотра картезианского дуализма в отношении сознания и мозга. Аргумент «мозги в бочке». Сознание как ментальный акт. Онтология сознания от первого лица. Эмерджентное свойство мозга.

 

Тема 5. Сложное как объект эпистемологического анализа.

 

Поведение простых и сложных систем. Информационное определение сложного. Словарь сложного. Консервативные и диссипативные системы. Агрегативная и алгоритмическая сложность объектов. Эргодичность.

 

Тема 6. Социология сложных объектов.

 

Объект-центричная социология и акторно-сетевая теория. Постсоциальные исследования. Аутопоэзис информационных объектов. Проблема исследования взаимодействия человека со сложными технологическими объектами.

 

 

Основная литература:

 

Декарт Р. Мир, или Трактат о свете// Декарт Р. Соч. В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1989. С.179-249.

 

Деннет Д. Онтологическая проблема сознания / Пер. с англ. А. Л. Блинова // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Сост. Грязнов А. Ф. — М.: ДИК «Прогресс-Традиция», 1998. — С. 361—375.

 

Деннет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания. Перевод с англ. А. Веретенникова. Под общ. ред. Л. Б. Макеевой. - М.: Идея-Пресс, 2004.

 

Серл Дж. Открывая сознание заново / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М.: Идея-Пресс, 2002.

 

Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках// Социология вещей. Издательский дом «территория будущего». М., 2006. С.307-341.

 

Койре А. От мира "приблизительности" к универсуму прецизионности// Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: "Прогресс", 1985. С.109-127.

 

Матурана У., Варелла Ф. Древо познания. Перевод с англ. Ю.А. Данилова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

 

Пенроуз Р. Новый ум короля: о компьютерах, мышлении и законах физики: Пер. с англ.- М.: Едиториал УРСС, 2005. С.323-345, 373-382.

 

Пригожин И., Николис Г. Познание сложного. М., 2008.

 

Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации. М.: Наука, 2001.

 


Справочная литература:

 

Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2010

 

Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М.: Культурная революция, 2009.

 

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон, 2009.

 

 

Дополнительная литература:

 

Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990.

 

Бонгард М.М. Проблемы узнавания. М.: Наука, 1967.

 

Деннет Д. Как исследовать человеческое сознание эмпирически / Пер. с англ. Н. С. Юлиной // История философии. Вып. 12. М.: ИФ РАН, 2005.

 

Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания / Пер. с англ. А. Веретенникова; под общ. ред. Л. Б. Макеевой. — М.: Идея-Пресс, 2004.

 

Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины. - М., 1978.

 

Ивахненко Е.Н. Аутопойезис информационных объектов // Информационное общество. 2009. № 1.С. 34-41.

 

Ивахненко Е.Н. Приключения неартикулированного интеллекта// Знание. Понимание. Умение. Научный журн. Московского гуманитарного университета. М., № 1. 2007. С.48-57.

 

Кастельс М. Галактика Интернет. – Екатеринбург: У-Фактория. 2004.

 

Кастлер Г. Возникновение биологической организации. М.: Мир, 1967.

 

Латур Б. Об интеробъективности// Социология вещей. Издательский дом «территория будущего». М., 2006. С.169-198.

 

Луман Н. Введение в системную теорию / Пер. с нем. М.: Логос, 2007. 

 

 

Обсуждаем статью «Автопоэзис» (Филатов В.П., Князева Е.Н., Антоновский А.Ю.)// Эпистемология & философия науки. 2008. - № 3.

 

Патнем Х. Разум, истина и история. /Пер. с англ. Т.А.Дмитриева, М.В.Лебедева. – М.:Праксис, 2002.

 

Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или апология механицизма. СПб., 1998.