скрыть общую навигацию по сайту

Семинары по философии науки

 

Часть I

Семинар № 1

Семинар № 2

Семинар № 3

Семинар № 4

 

Расписание по философии науки - часть II

 

7 мая    в 19.00  Гуманитарные науки

 

              Культурологи, психологи, искусствоведы и 16 филологов в ауд 908

              Проф. В.Д. Губин

 

              Историки и 10 филологов в ауд. 912

              Доц. В.И. Стрелков

 

              Социальные науки

 

              Политологи и юристы в ауд. 809

              Проф. А.И. Алешин

 

              Экономисты и социологи в ауд. 806

              Проф. В.П. Филатов

 

14 мая   в 19.00  Гуманитарные науки

 

              Культурологи, психологи, искусствоведы в ауд 908

              Проф. В.Д. Губин

 

              Филологи в ауд. 711

              Проф. В.В. Сербиненко          

 

              Историки в ауд. 912

              Доц. В.И. Стрелков

 

              Социальные науки

 

              Политологи и юристы в ауд 809

              Проф. А.И. Алешин

 

              Экономисты и социологи в ауд. 806

              Проф. В.П. Филатов

 

21 мая   в 19.00  Гуманитарные науки

 

              Культурологи, психологи, искусствоведы в ауд 908

              Проф. В.Д. Губин

 

              Филологи в ауд. 711

              Проф. В.В. Сербиненко          

 

              Историки в ауд. 912

              Доц. В.И. Стрелков

 

              Социальные науки

 

              Политологи и юристы в ауд 809

              Проф. А.И. Алешин

 

              Экономисты и социологи в ауд. 806

              Проф. В.П. Филатов

 

28 мая  в 19.00. Гуманитарные науки

 

              Культурологи, психологи, искусствоведы в ауд 908

              Проф. В.Д. Губин

 

              Филологи в ауд. 711

              Проф. В.В. Сербиненко          

 

              Историки в ауд. 912

              Доц. В.И. Стрелков

 

              Социальные науки

 

              Политологи и юристы в ауд 809

              Проф. А.И. Алешин

 

              Экономисты и социологи в ауд. 806

              Проф. В.П. Филатов

 

 

 

Часть II

для аспирантов гуманитарных специальностей

 

Семинар 1. Философия и методология исторических наук

Основные модели исторического процесса в философии истории XIX вв. (Гегель, Маркс, Ницше)

Трактовки исторического метода в аналитической философии истории.

История как текст. Проблема переживания, понимания, истолкования (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер)

Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин)

 

Семинар 2. Антропология как наука о человеке и обществе

Философская и культурная антропология 20 века о природе человека (М.Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, М. Ландман, Х.-Э. Хенстенберг)

2. Основные отношения человека: к себе, Другому, к обществу. Проблема Я, Ты, Оно и Мы.

Фундаментальные характеристики человеческого существования.

Основополагающие феномены человеческого бытия (любовь, творчество, счастье, труд и игра, вера, смерть, творчество и т.д.)

 

Семинар 3. Модели человека в психоанализе

1. Бессознательное, его открытие, методы изучения человека, влияние на гуманитарные науки.

2. Психоанализ и культура (З. Фрейд. А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм).

 

 

Семинар 4. Влияние идей поструктурализма на методологию социогуманитарного знания

Критика платонизма. Нарратив и метанарратив. Знание и власть.

Исчезновение социального.

Симулякр и проблема свободы.

 

Основная литература

Адлер А. Наука жить. Киев. 1997.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М, 2000.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Данилевский И.Я. Россия и Европа. М., 1990.

Данто А. Аналитическая философия истории. М., 2002.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.,1996.

Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.

Русская историософия. Онтология. М., 2006.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991

Фрейд З. Я и Оно. М., 1994.

Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения.М., 1994.

Шелер М. Человек и история // Там же

Бубер М. Проблема человека. Я и Ты. М., 1993.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Археология знания. Киев, 1996, Герменевтика субъекта. М., 2004.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 2007.

 

Учебники и учебные пособия

Философия. Учебник. (под редакцией Губина В.Д., Сидориной Т.Ю.) М.: Гэотар-Медиа. 2012. (главы Философия истории, Философская антропология, Философская герменевтика, Классический и современный психоанализ, Постмодернизм, Русская философия)

Губин В.Д., Стрелков В.И. Философия истории М., 2010

Губин В.Д., Е.Н. Некрасова. Философская антропология. М., 2008.

 

 

Часть II

для аспирантов специальностей по социальным наукам

 

Семинар 1. Основные направления социально-экономической мысли и научно-исследовательские программы в социальных науках 19-20 вв.

1. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (позитивизм, марксизм)

2. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (неокантианство)

3. Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (натурализм)

4. Понятие о критическом и конструктивном рационализме. Эволюционная концепция генезиса социальных институтов. Значение непреднамеренных последствий в социальных изменениях

 

Литературные источники:

Сайт http://web.ff-rggu.ru. ФФ РГГУ online. Дополнительные материалы по ФН (социальные науки) к вопросам (11, 12, 13, 14)

 

Семинар 2. Роль ценностей в социальном познании. Проблема понимания и модели человека в социальных науках.

1. Природа ценностей. Новоевропейский идеал ценностно-нейтральной науки. Сущее и должное, факты и оценки, описательные и ценностные суждения. Методологические, этические и идеологические ценности.

2. Роль ценностей в неокантианской методологии гуманитарных наук. Принцип «свободы от оценок» в методологии социального познания М. Вебера. «Позитивная» и «нормативная» теории. Современные трактовки возможности свободной от ценностей социальной науки.

3. Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.

4. Модели «экономического человека» и рационального выбора. Программа «экономического империализма»: распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений. .

5. Основные виды объяснения в социальных науках: объяснение через закон, структурно-функциональное объяснение, рациональное объяснение, объяснение через рассказ. Различия экономического и социологического объяснений человеческого действия.

 

Литературные источники:

Сайт http://web.ff-rggu.ru. ФФ РГГУ online. Материалы к лекциям 2а, 3а, 5а Филатова В.П. по философии социальных наук (материалы идут непосредственно после текста соответствующих лекций).

 

Семинар 3. Проблема истины в социальном познании. Социальное познание и идеология

Концепт истины в социальном знании и условия его применения. Релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины в социальных науках

Идеология и социальное знание (Маркс, Мангейм и др.).

Современные трактовки идеологии

 

Литературные источники:

Сайт http://web.ff-rggu.ru. ФФ РГГУ online. Дополнительные материалы по ФН (социальные науки) к вопросам (15, 16, 17)

 

Семинар 4. Методологический контекст обсуждения актуальных тем современного социального знания

1. Взаимодействие (столкновение) цивилизаций. Процесс глобализации и интенсивной информатизации.

2. Меняющиеся взаимосвязи индивида, общества, рынка и государства

 

Литературные источники:

Сайт http://web.ff-rggu.ru. ФФ РГГУ online. Дополнительные материалы по ФН (социальные науки) к вопросу (18)