скрыть общую навигацию по сайту

Лекции Валерия Подороги

04.12.2011

ЦЕНТР АНАЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

(Философский факультет РГГУ)

 

ВАЛЕРИЙ ПОДОРОГА

 

"ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ В КУЛЬТУРЕ XX СТОЛЕТИЯ"

 

 

Лекционный курс читается

с ноября 2011 г. по конец мая 2012 г.,

по средам

с 16.00 до 19.00 (ауд. № 273)

 

Формы участия в работе курса:

- свободное посещение

и по записи:

- в рамках магистерского спецкурса Философского

факультета РГГУ (по выбору)

- участие в семинарах, для которых

в курсе будет выделено особое время и место

 

Запись на курс у ученого секретаря Центра аналитической антропологии

Владислава Карелина

 

Записаться можно по электронной почте vlad.karelin@gmail.com или оставить информацию о себе в Центре аналитической антропологии (корпус 7, ауд. 387. тел. 8-499-250-62-44).

Тем, кто не является студентом или сотрудником РГГУ, необходимо оставить заявку для получения временного пропуска.

 

Девиз курса: «Мыслить вместе с психоанализом, за и против него».

 

Темы

1. Введение в курс

2. Падение Эдипа? Геополитика и этика психоанализа

3. Искусство рассказывать истории. "Начало" в психоанализе

4. Кодекс сновидца

5. Авто-био-графия. Вопрос о методе

 

     Цель курса – попытаться выстроить философское отношение к ПСИХОАНАЛИЗУ как антропологической теории, оказавшей исключительное влияние на европейскую духовную и культурную ситуацию в XX веке. Наш исследовательский интерес будет обращен к анализу метапсихологических установок учения З.Фрейда. Известна зависимость Фрейда от когда-то им выдвинутых общих положений и принципов, которые часто и догматически противопоставлялись им же результатам психоаналитической практики. Выбранные темы – это широкие исследовательские поля с неопределенными границами, они соприкасаются, оставаясь вполне автономными. В одном случае мы спрашиваем, каким будущим Фрейд наделял психоанализ, в другом – как рассказывал «истории», в третьем – как видел сны, и, наконец, в четвертом – как составлял «карты жизни».

     В течение последних десятилетий психоанализ настолько усилил свое влияние, насколько перестал быть единым и «строгим» учением, это больше не психоанализ Фрейда (и даже не психоанализ его учеников-раскольников или отдельных школ). К концу столетия психоанализ настолько был критически освоен, что потерял себя, он растворился в самых разных этнокультурных, психологических, политических и философских направлениях. Получив государственную поддержку во Франции и Германии, он перестал быть «терапией только для богатых», хотя и остался недостаточно надежным средством психологической помощи для среднего класса. В курсе не ставится цель вернуться к «самому Фрейду» (Ж. Лакан), или тем более опровергать его учение как всем надоевшую и вульгарную половую доктрину. Скорее это будет попытка на основании имеющихся современных данных и подходов, а также с учетом поразительного по богатству экзистенциального опыта, обретенного европейским человечеством в прошлом столетии, поставить вопрос о сегодняшней теоретической (шире, философской) эффективности психоанализа.