скрыть общую навигацию по сайту

Доклад Хайнера Клемме

18.11.2011

17 ноября в на философском факультете РГГУ

прочитана лекция руководителя Кантовского исследовательского центра Майнцского университета Иоганна Гуттенберга (ФРГ), соредактора журнала «Kant-Studien» профессора Хайнера Ф. Клемме (Vorlesung von Prof. Dr. Heiner F. Klemme).

 

«Достоинство и право человека у Канта»

("Menschenwürde und Menschenrecht bei Kant")

 

      В философии Канта человеческое достоинство рассматривается как в моральном, так и в правовом аспекте. Основная часть лекции была посвящена моральному истолкованию человеческого достоинства – прежде всего, в кантовском сочинении «Основоположение к метафизике нравов». Формулируя мысль о разнообразных целях наших действий, Кант утверждает существование некоторой самоцели, абсолютной ценности, на которую могут быть направлены действия чистого практического разума, в своей действенности руководствующегося каузальностью через свободу. Лишь человек как разумное существо, которое выбирает в качестве целей не достижение личного счастья в его разнообразных проявлениях, а осуществление себя как разумного существа по основаниям свободной каузальности, из уважения к моральному закону, обладает достоинством. Все остальные предметы имеют цену, эквивалент, являясь взаимозаменимыми. Однако Кант различает достоинство человечества в каждом индивиде и достоинства каждого человека. Если первое с необходимостью константно присутствует в каждом человеке как представителе человеческого рода, то второе носит индивидуальный характер и может умаляться в результате собственных действий индивида, направленных против морального закона. Тем не менее, никакие даже самые преступные действия неспособны полностью лишить человека человеческого достоинства, ибо всегда сохраняется надежда на осознание им морального долга и вступления на путь следования моральному закону, чем Кант принципиально отличается от представителей раннего немецкого Просвещения.

     Таким образом, никакие собственные действия человека не могут полностью лишить его достоинства, а поэтому человек никогда не может стать вещью, имеющей лишь некую цену, а не достоинство. Вместе с тем, прямое применение кантовского морального толкования человеческого достоинства в конституционном праве вызывает серьезные затруднения: если у Канта моральное достоинство может умалять лишь сам индивид собственными поступками, то современное конституционное право исходит из необходимости защиты человеческого достоинства от умаления его другими индивидами и государством, что в кантовской моральной философии в принципе невозможно.

Лекция  прочитана на немецком языке.

 

     Лекция профессора Клемме вызвала живую реакцию и многочисленные вопросы слушателей.

 

Проф. Х.Клемме и проф. А.Н.Круглов