скрыть общую навигацию по сайту

Многообразие априори-1

19.04.2012

19 апреля в Выставочном зале РГГУ прошел первый день конференции

«Многообразие априори»,

приуроченной к 20-летию философского факультета РГГУ

 

 

Первый день конференции. Отчет.

 

 

     В приветственном слове председатель оргкомитета конференции декан философского факультета профессор Валерий  Губин рассказал об основных вехах развития факультета и планах на будущее. Он напомнил о том, что наше факультет, созданный в 1992 году, был седьмым по счету философским факультетом в системе высшего образования страны.

 

 

С приветственным словом от администрации РГГУ выступил проректор РГГУ по научной работе Дмитрий Бак , который поздравил участников конференции и сотрудников вуза с круглой датой. В своей речи он отметил большой вклад ученых факультета в развитие философии, несмотря на непростое состояние этой дисциплины в современных условиях.

 

 

 

С приветствием выступил Михаил  Русаков, представлявший Немецкий дом науки и инноваций в Москве (DWIH) – организацию, при поддержке которой проходила конференция. В своей речи он рассказал о работе DWIH, будущих проектах и формах сотрудничества.

 

 

 

 Перед началом тематической части конференции  был заслушан доклад заведующего кафедрой социальной философии профессора Евгения  Ивахненко, посвященный осмыслению статуса философского факультета в современном российском университете. В докладе были освещены ключевые проблемы и тенденции развития высшего образования в России в их отношении к образованию философскому. В обсуждении предложенной проблематики основное внимание было сконцентрировано на утрате системой университетского образования прежних легитимаций и переходе университета к формуле «University of excellence» - университет превосходства / совершенства / высокого качества. 



 

 

 Утреннее заседание  открыл Алексей  Круглов

 

 


 

 Обсуждение  темы "Многообразия Априори"  началось с доклада Анатолия  Ахутина «Логика онтологических пред‑полаганий». Докладчик сформулировал идею парадоксальной логики понимания априори. Ведь постичь суть априори – значит обратиться к первоначалу, приступить к дискуссии об истоках бытия – т.е. том, что уже само по себе парадоксально: первоначало возникает тогда, когда ничего еще нет, но начало при этом уже есть нечто начатое… Платон указывал, что философия есть обращение внимания – не только фокусировка, но и обращение как возврат. Размышление о первоначалах, таким образом, есть движение «в противоположном направлении» – от конца к началу, к истоку мысли. А следовательно, вопрошание о смысле априори становится своего рода новой постановкой вечного вопроса «Что есть философия?».

 

 

 Философский факультет РГГУ всегда поддерживает тесные связи с зарубежными коллегами, и неудивительно, что это знаменательное мероприятие имело международный статус. Философ Паола Руморе (Paolo Rumore) из Университета Турина (Италия) вынесла на обсуждение тему «Два вида априори в философии Нового времени». Она рассмотрела радикальный переворот понятия априори в истории западноевропейской философии. Современное значение термина, отличающееся от изначального его понимания в аристотелевской традиции, раскрывается как относящееся не к способу, а к источнику познания из разума или из опыта. Такое понимание включает противопоставление субъекта и природы, внутреннего и внешнего миров. Понятие априори проинтерпретировано в контексте употребления в двух смыслах – как изначальной способности субъекта по случаю опыта самостоятельно образовывать предмет своего собственного познания и как чистого логического предприятия разума, которое понимается как гарантия объективной значимости познания. Как подчеркнуто в докладе, такое двойное употребление дает ответ на центральный вопрос нововременной философии, а именно об условиях значимости познания и достоверности опыта.

 

 

 


Петербургский философ Андрей Паткуль (СПбГУ) предложил слушателям доклад  «Априори: самый далекий путь к ближайшему». Он обозначил обширное поле подходов к априори, сложившихся в различных концептуальных схемах: в герменевтической, феноменологической, археологической (в фукианском смысле). Высказанные идеи указали на острую необходимость дальнейшей разработки ряда проблем, пока еще недостаточно исследованных: противостояние герменевтики и фукианской археологии, анализ понятия исторического априори и других.

Развитию понятия априори в истории философии посвящен доклад Нины Анатольевны Дмитриевой (МГПУ) «Понятие "априори" в неокантианстве». В выступлении проанализированы интерпретации и особенности использования категории в трудах Когена, Риккерта и других философов. Судя по вопросам (о статусе априори в понимании знания, различиях научного и мистического познавательного опыта и др.) тема вызвала живой интерес аудитории.

 

 

Возможность сближения сферы познания и сферы телесности в обобщенном втеоретическом осмыслении была представлена в докладе профессора Виктора  Молчанова «Чувства разума  и априори телесности». Эта интереснейшая тема разработана докладчиком в свете теоретических построений феноменологии, в частности, с опорой на концептуализацию понятия очевидности Гуссерля. Использованная методология позволила выдвинуть положение о том, что понятие априори носит прежде всего пространственный, а не временной характер – как пространственность телесности и окружающего человека мира.

 

 

Один из немецких гостей конференции – Петер Травны (Peter Trawny) из Университета Вупперталя – предложил новый подход к теме «Хайдеггер и априори». Как отметил докладчик, вопрос об «априори» – как о том, что «всегда уже» предположено для мышления – еще с Парменида, если не Анаксимандра, является ключевым вопросом философии. В докладе рассмотрено гуссерлевское толкование априори в свете хайдеггеровского подхода. На основе этого понимания предложен анализ хайдеггеровской двойственной интерпретации априори и смысл последующего отказа Хайдеггера от этого понятия.

 

Зарубежные коллеги: П. Травны (P.Trawny),  Х.-П. Гроссханс (H.-P.Grosshans),  П. Руморе (P. Rumore)

 

Вечернее заседание открыл доклад Ханса-Петера Гроссханса (Hans-Peter Grosshans) из университета Мюнстера. В докладе «Априори в теологии XX века» он представил  результаты своих исследований современного богословия – области, исследованием которой занимаются и ученые нашего факультета.

 

 

 Мероприятие проходило в  рабочей обстановке, участники активно обсуждали каждое выступление. Интерес специалистов к юбилейной конференции вызван не только широким спектром затронутых на ней тем, но и стремлением влиться в научную коммуникацию со специалистами, исследующими тему "Многообразия Априори" в разнообразных ее аспектах.

 

Отчет первого дня конференции  поготовил В. Карелин.