скрыть общую навигацию по сайту

Многообразие априори-2

24.04.2012

 

"Многообразие Априори"

Международная конференция,

посвященная 20-летию

философского факультета РГГУ 

 

 

 

 

Второй день конференции. Отчет.

 

 

 

Второй день конференции «Многообразие априори» (20 октября) был открыт выступлением Светланы Неретиной (РГГУ, ИФ РАН).

В ее докладе, озаглавленном «Субсистенция и персона», предложена интерпретация понятия «персоны» в контексте средневековой философии, основанная на анализе этимологии данного понятия.

 

 

 

В докладе Бориса Маркова (СПбГУ) «Априори повседневной культуры» рассмотрены возможности анализа повседневности с точки зрения априорного знания. Проанализировав ряд подходов, которые можно применять для таких исследований, докладчик сформулировал вывод о том, что априори повседневности представляют собой, по сути, необходимые условия существования. Кроме того, Б. Марков подчеркнул, что многие современные культурные феномены, с которыми приходится сталкиваться при этом, не всегда подверглись тщательному философскому осмыслению.

 

 

 

 

Светлана Коначева (РГГУ) представила слушателям доклад на тему «Проблема априори в феноменологии религии XX века». В рамках феноменологического исследования религии вопрос об априори тесно взаимосвязан с определением специфики религиозных феноменов. В докладе была представлена позиция Гуссерля, рассматривавшего феноменологию религии как исследование конституирующего религию сознания в его отношении к возможной религии вообще. Также была проанализирована проблема априори в феноменологии религиозного сознания Р.Отто, А.Райнаха и раннего Хайдеггера. Анализ работ по феноменологии религии конца 1910-х годов позволил продемонстрировать, что здесь возникает «третий способ познания», отличный как от априорного, так и от эмпирического, основанного на религиозном переживании. Такое познание «осуществляется в мире, но не от мира», т.е. указывает поверх внутримировых отношений.

 

 

 

«Какова роль априори в понимании физикализма?» – этому вопросу посвящено выступление Данилы Разеева (СПбГУ). Обсуждая особенности сильной (элиминативный материализм) и слабой (эпифеноменализм) версий физикализма, докладчик показал, что обоснование первой возможно исключительно с апостериорных позиций, тогда как для обоснования второй понятие априори является необходимым.

 

 

 

Выступление Екатерины Черепановой (УрФУ) «К. Лоренц об априорном в свете эволюционной биологии» посвящено роли представлений об априори в теории знаменитого биолога. Как показала докладчица, проблема априори, интересовавшая Лоренца еще в его ранних публикациях, в дальнейшем сохранила значимость как для его теории эволюции, так и для объяснения ряда феноменов человеческого бытия.

 

 

 

Заключительный доклад конференции «Опыт априорного: "несрочная весна" как метафора встречи с априорным в текстах И. Бунина и Е. Баратынского» сделан Владимиром Стрелковым (РГГУ). В выступлении проанализированы особенности творческого воображения, определяемых декартовскими критериями познания, совпадающими с ключевыми аспектами априорного познания, которые В.Стрелков усматривает в прозе И.Бунина и в поэзии Е.Баратынского.

 

 

"Die Vielfältigkeit des Apriori"

 

Bericht über die Tagung

 

vergrößern - увеличить

 

Am 19. – 20. April 2012 fand an der Russischen Staatlichen Universität für Geisteswissenschaften eine internationale Tagung anlässlich des 20jährigen Jubiläums der philosophischen Fakultät statt. Die Tagung wurde durch das Deutsche Wissenschafts- und Innovationshaus unterstützt.

 

 

An der Tagung nahmen Wissenschaftler aus den Universitäten Moskau, Sankt-Petersburg, Ekaterinburg sowie ausländische Gäste aus Deutschland (Universitäten Münster und Wuppertal) und Italien (Universität Torino) teil.

Obwohl das Thema der Tagung ziemlich präzis formuliert wurde, wurde bei den Vorträgen und Diskussionen eine breite Palette der für die heutige Philosophie aktuellen Fragen zum Ausdruck gebracht.

 

 

Unter den bedeutenden Problemen, die bei den Sitzungen besprochen wurden, sind solche Fragen zu nennen wie die nach dem Ursprung und nach der Entwicklung des Begriffs „Apriori“, nach der Deutung dieses Begriffs in verschiedenen philosophischen und wissenschaftlichen Richtungen von der antiken und mittelalterlichen Philosophie bis zu Hermeneutik, Phänomenologie, Neukantianismus und sogar evolutionären Biologie und Literaturwissenschaft. Während der Diskussionen wurde die Bedeutung des Begriffs „Apriori“ für die Interpretation der Kategorien der Theologie, des Physikalismus, für die philosophische Auffassung der Phänomene der Leiblichkeit, der Alltäglichkeit, der Individualität, der Wahrheit oder des Schaffens deutlich. Das hat zu den neuen Blicken und Betrachtungsweisen bei der alten Frage „Was ist Philosophie?“ beigetragen und geholfen, die Stellung und die Aufgaben der philosophischen Disziplinen im modernen Ausbildungssystem besser zu verstehen.

Alle Vorträge wurden von den fachkundigen Experten gehalten, die über bedeutende Erfahrung in verschienen philosophischen Bereichen verfügen.