скрыть общую навигацию по сайту

Семинар Валерия Подороги

06.04.2012

V Гуманитарные чтения РГГУ

 

Семинар проф. В.А. Подороги    

 

 

«Философия и психоанализ в ХХ веке»

 

     4 апреля 2012 г. в РГГУ в рамках V Гуманитарных чтений прошел семинар заведующего Центром аналитической антропологии философского факультета профессора Валерия Подороги.

     На семинаре был проблематизирован кризис психоанализа в современном мире. Было обозначено определенное сходство между положением философии и психоанализа в социальном пространстве.

    Философия определялась в контексте различных структурных уровней: философия как часть преподавательского труда, философия как философствование, философия как анти-философия.

    Лектор проследил ключевые моменты развития психоанализа: генезис, становление метода, школы и экспансия, институционализация и диффузия. Было предложено рассмотреть причины диффузии психоанализа: сдвиг нормы, предполагающий отход от рассмотрения понятия бессознательного в тесной взаимосвязи с вытеснением, расширение психоаналитических техник, отказ от большой теории, социализация, конструирование сексуальности.

     Валерий Подорога подчеркнул, что возникновение психоанализа на рубеже 19-20 столетий, как и ряда других новых дисциплин (этология, социальная психология) связано с отказом от традиционной концепции субъекта и возникновением фигуры «Другого». В настоящее время можно зафиксировать определенную исчерпанность этой темы, появление новой субъективности (М.Фуко).

 

 

На семинаре развернулась дискуссия, в которой приняли участие профессора и доценты ФФ РГГУ, представители других вузов и научных институтов (МГУ, ИФ РАН и др.), практикующие психоаналитики.

     В выступлении О.Никифорова была прослежена рецепция лакановского психоанализа в России. Обсуждались проблемы перевода сочинений Лакана.

     А. Ахутин предложил слушателям обсудить проблему философского содержания психоанализа.

В конце семинара были поставлены и обсуждены в диалоге со слушателями возможности воздействия философии на современную культуру. Была проанализирована перспектива преподавания философии в старших классах школы по французской модели.